ФЭНДОМ

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Пример-иллюстрация

В Индии слонят регулярно привязывают ко стволам молодых деревьев, и те быстро убеждаются, что привязаны крепко и дерево крепко сидит в земле. В результате повзрослевший слон, который мог бы порвать верёвку, да и деревце или шест вырвать из земли, не предпринимает подобных попыток.

Что делать?

Прекратите читать новости. Важные всё равно узнаете от знакомых. Новостные выпуски переполнены информацией о том, на что вы не можете повлиять. Ежедневное информирование о вещах, на которые мы не можем повлиять, делает нас пассивными. Оно перемалывает нас до тех пор, пока мы не привыкнем к такой картине мира, которая пессимистична, не вызывает у нас отклика, саркастична и безнадежна.

Поработайте над своим мировоззрением и поведением. В этом поможет хороший психотерапевт, либо можете попробовать самостоятельно с помощью когнитивной терапии.

Ознакомьтесь с итеративным и проектными подходами в решении задач. Управляйте сложностью задач, разбивая их на более простые подзадачи, делегируйте, находите альтернативные способы решения.